Родился в г. Орел. По отцу Тургенев
принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая
помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский
уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя. В 1827 семья
переезжает в Москву; вначале Тургенев
обучается в частных пансионах и у домашних
учителей, затем, в 1833, поступает на
словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический
факультет Петербургского университета.
Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л.
Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с
отцом Тургенева, отразилось в повести "Первая
любовь" (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои
стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга,
университетскому профессору П. А. Плетневу;
тот приглашает студента на литературный
вечер (там будущий писатель впервые увидел
А. С. Пушкина), а в 1838 печатает в "Современнике"
тургеневские стихотворения "Вечер" и
"К Венере Медицийской" (к этому
моменту Тургеневым написано около сотни
стихотворений, в основном не
сохранившихся, и драматическая поэма "Стено").
В мае 1838 Тургенев отправляется в
Германию (желание пополнить образование
соединилось с неприятием российского
уклада, основанного на крепостном праве).
Катастрофа парохода "Николай I", на
котором плыл Тургенев, будет описана им в
очерке "Пожар на море" (1883; на
французском языке). До августа 1839 Тургенев
живет в Берлине, слушает лекции в
университете, занимается классическими
языками, пишет стихи, общается с Т. Н.
Грановским, Н. В. Станкевичем. После
короткого пребывания в России в январе 1840
отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841
он вновь в Берлине, где знакомится с М. А.
Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает
имение Бакуниных Премухино, сходится с
этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А.
Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е.
Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь
Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на
службу в Министерство внутренних дел.
В 1843 появляется поэма на
современном материале "Параша",
получившая высокую оценку В. Г. Белинского.
Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу
(в 1846 Тургенев стал крестным его сына),
сближение с его окружением (в частности, с
Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную
ориентацию: от романтизма он обращается к
иронико-нравоописательной поэме ("Помещик",
"Андрей", обе 1845) и прозе, близкой
принципам "натуральной школы" и не
чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова ("Андрей
Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер",
1847).
В 1843 году Тургенев знакомится с
певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия),
любовь к которой во многом определит
внешнее течение его жизни. В мае 1845
Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по
июнь 1850 он живет за границей (в Германии,
Франции; Тургенев свидетель французской
революции 1848): опекает больного Белинского
во время его путешествия; тесно общается с
П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится
с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш.
Гуно; пишет повести "Петушков" (1848),
"Дневник лишнего человека" (1850),
комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко,
там и рвется", "Провинциалка" (обе
1851), психологическую драму "Месяц в
деревне" (1855).
Главное дело этого периода "Записки
охотника", цикл лирических очерков и
рассказов, начавшийся с рассказа "Хорь и
Калиныч" (1847; подзаголовок "Из записок
охотника" был придуман И. И. Панаевым для
публикации в разделе "Смесь" журнала
"Современник"); отдельное двухтомное
издание цикла вышло в 1852, позднее
добавлены рассказы "Конец Чертопханова"
(1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874).
Открыв Россию и русского человека, положив
начало "крестьянской теме" в
отечественной словесности, "Записки
охотника" стали смысловым фундаментом
всего дальнейшего творчества Тургенева:
отсюда тянутся нити и к исследованию
феномена "лишнего человека" (проблема,
намеченная в "Гамлете Щигровского уезда"),
и к осмыслению таинственного ("Бежин луг"),
и к проблеме конфликта художника с душащей
его обыденностью ("Певцы").
В апреле 1852 за отклик на смерть Н.
В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и
опубликованный в Москве, Тургенев по
высочайшему повелению посажен на съезжую (там
был написан рассказ "Муму"). В мае
выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа
над неоконченным романом, повестью "Два
приятеля", знакомство с А. А. Фетом,
активная переписка с С. Т. Аксаковым и
литераторами из круга "Современника");
в хлопотах об освобождении Тургенева
важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в
России: зимой по преимуществу в Петербурге,
летом в Спасском. Его ближайшая среда
редакция "Современника"; состоялись
знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым
и А. Н. Островским; Тургенев принимает
участие в издании "Стихотворений" Ф. И.
Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.
Взаимное охлаждение с далекой Виардо
приводит к краткому, но едва не
закончившемуся женитьбой роману с дальней
родственницей О. А. Тургеневой.
Публикуются повести "Затишье" (1854),
"Яков Пасынков" (1855), "Переписка",
"Фауст" (обе 1856).
"Рудиным" (1856) открывается
серия тургеневских романов, компактных по
объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих
"современность" перед лицом
неизменных и загадочных сил любви,
искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок "лишний
человек" Рудин; напрасно грезящий о
счастье и приходящий к смиренному
самоотвержению и надежде на счастье для
людей нового времени Лаврецкий ("Дворянское
гнездо", 1859; события происходят в
обстановке близящейся "великой реформы");
"железный" болгарин-революционер
Инсаров, становящийся избранником героини
(то есть России), но "чужой" и
обреченный смерти ("Накануне", 1860); "новый
человек" Базаров, скрывающий за
нигилизмом романтический бунт ("Отцы и
дети", 1862; пореформенная Россия не
освобождается от вечных проблем, а "новые"
люди остаются людьми: "дюжинные"
будут жить, а захваченные страстью или
идеей погибнут); зажатые меж "реакционной"
и "революционной" пошлостью
персонажи "Дыма" (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более "новый" человек,
но по-прежнему неспособный ответить на
вызов изменившейся России ("Новь", 1877);
все они, вкупе с второстепенными
персонажами (при индивидуальном
несходстве, различии нравственно-политических
ориентаций и духовного опыта, разной
степени близости к автору), состоят в
тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных
психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного
собой рефлектера, Гамлета (ср. программную
статью "Гамлет и Дон Кихот", 1860).
Отбыв за границу в июле 1856,
Тургенев попадает в мучительный водоворот
двусмысленных отношений с Виардо и
воспитывавшейся в Париже дочерью. После
трудной парижской зимы 1856-1857 (завершена
мрачноватая "Поездка в Полесье") он
отправляется в Англию, затем в Германию,
где пишет "Асю", одну из наиболее
поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем,
истолкованию в общественном ключе (статья
Н. Г. Чернышевского "Русский человек на
rendez-vous", 1858), а осень и зиму проводит в
Италии. К лету 1858 он в Спасском; в
дальнейшем нередко год Тургенева будет
члениться на "европейский, зимний" и
"российский, летний" сезоны.
После "Накануне" и
посвященной роману статьи Н. А.
Добролюбова "Когда же придет настоящий
день?" (1860) происходит разрыв Тургенева с
радикализировавшимся "Современником"
(в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная
враждебность сохранялась до конца).
Конфликт с "молодым поколением"
усугубился романом "Отцы и дети" (памфлетная
статья М. А. Антоновича "Асмодей нашего
времени" в "Современнике", 1862; так
называемым "расколом в нигилистах" во
многом мотивирована позитивная оценка
романа в статье Д. И. Писарева "Базаров",
1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым,
едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в
1878). В повести "Призраки" (1864) Тургенев
сгущает намечавшиеся в "Записках
охотника" и "Фаусте" мистические
мотивы; эта линия получит развитие в "Собаке"
(1865), "Истории лейтенанта Ергунова"
(1868), "Сне", "Рассказе отца Алексея"
(оба 1877), "Песни торжествующей любви"
(1881), "После смерти (Клара Милич)" (1883).
Тема слабости человека, оказывающегося
игрушкой неведомых сил и обреченного
небытию, в большей или меньшей мере
окрашивает всю позднюю прозу Тургенева;
наиболее прямо она выражена в лирическом
рассказе "Довольно!" (1865), воспринятом
современниками как свидетельство (искреннее
или кокетливо-лицемерное) ситуативно
обусловленного кризиса Тургенева (ср.
пародию Ф. М. Достоевского в романе "Бесы",
1871).
В 1863 происходит новое сближение
Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут
в Бадене, затем (по окончании франко-прусской
войны) в Париже. Тургенев близко сходится с
Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами,
А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он
принимает на себя функцию посредника
между русской и западными литературами.
Растет его общеевропейская слава: в 1878 на
международном литературном конгрессе в
Париже писатель избран вице-президентом; в
1879 он почетный доктор Оксфордского
университета. Тургенев поддерживает
контакты с русскими революционерами (П. Л.
Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает
материальную поддержку эмигрантам. В 1880
Тургенев участвует в торжествах в честь
открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81
старый писатель переживает бурное
увлечение актрисой М. Г. Савиной,
окрасившее его последние приезды на
родину.
Наряду с рассказами о прошлом
("Степной король Лир", 1870; "Пунин и
Бабурин", 1874) и упомянутыми выше "таинственными"
повестями в последние годы жизни Тургенев
обращается к мемуаристике ("Литературные
и житейские воспоминания", 1869-80) и "Стихотворениям
в прозе" (1877-1882), где представлены едва ли
не все основные темы его творчества, а
подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти
предшествовало более чем полтора года
мучительной болезни (рак спинного мозга).
Похороны в Петербурге вылились в массовую
манифестацию. Умер в местечке Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом
кладбище в Санкт-Петербурге.