"Русским классиком рубежа
двух столетий" назвал Бунина К. Федин,
выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном
съезде писателей, Бунин был
крупнейшим мастером русской
реалистической прозы и выдающимся
поэтом начала XX века.
Писатель-реалист видел и неминуемое
разрушение, и запустение
"дворянских гнезд", наступление
буржуазных отношений, проникавших
в деревню, правдиво показал темноту и
косность старой деревни,
создал много своеобразных, запоминающихся
характеров русских
крестьян. Проникновенно художник пишет и о
чудесном даре любви, о
неразрывной связи человека с природой, о
тончайших движениях души.
Литературная деятельность Бунина
начинается в конце 80-х годов
прошлого столетия, молодой писатель в
таких рассказах, как "Кастрюк",
"На чужой стороне", "На хуторе" и
других, рисует безысходную нищету
крестьянства. В рассказе "На край света"
/1894 г./ автор рисует эпизоды
переселения безземельных украинских
крестьян в далекий Уссурийский
край, трагические переживания
переселенцев в момент разлуки с
родными местами, слезы детей и думы
стариков. Произведения 90-х
годов отличаются демократизмом, знанием
народной жизни.
Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.
В-эти годы Бунин пытается сочетать
реалистические традиции с
новыми приемами и принципами композиции,
близкими к
импрессионизму /размытая фабула, создание
музыкального,
ритмического рисунка/. Так в рассказе "Антоновские
яблоки" /1900 г./
показаны внешне не связанные эпизоды
жизни угасающего
патриархально-дворянского быта,
окрашенного лирической грустью и
сожалением. Однако в рассказе не только
тоска по запустелым
"дворянским гнездам". На страницах
возникают красивые картины,
овеянные чувством любви к родине,
утверждающее счастье слияния
человека с природой.
И все-таки социальные проблемы не исчезают
в его произведениях. Вот
бывший николаевский солдат Мелитон /"Мелитон"/,
которого прогнали
плетьми "сквозь строй", потерявший
семью. В рассказах "Руда",
"Эпитафия", "Новая дорога" встают
картины голода, нищеты и
разорения деревни. Эта социальная
обличительная тема как бы
оттесняется на второй план, на первый план
выходят "вечные темы":
величие жизни и смерти, неувядающая
красота природы /"Туман",
"Тишина"/. По этому поводу /"О
листопаде"/. Горький писал: "Люблю я
отдыхать душою на том красивом, в котором
вложено вечное, хотя и не
приятного мне возмущения жизнью, нет
сегодняшнего дня, чем я по
преимуществу живу..."
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся
к тому, к чему
вы советовали вернуться, - к повести о
деревне /рассказ "Деревня"/.
Деревенская жизнь дана через восприятия
братьев Тихона и Кузьмы
"расовых. Кузьма хочет учиться, затем
пишет о жизни, о лености
русского народа. Тихон - крупный кулак,
беспощадно расправляется с
крестьянским волнением.
У автора заметно сочетание безотрадной
картины жизни деревни с
неверием в творческие силы народа, нет
просвета в будущее народа. Но
он правдиво показывает в "Деревне"
косность, грубость, отрицательные,
тяжелые стороны деревенского быта,
которые были результатом
векового угнетения. В этом сила повести.
Это заметил Горький: "Дорог
мне этот скромно скрытый, заглушенный стон
о родной земле. Дорога
благородная скорбь, мучителен страх за нее,
и все это ново. Так еще не
писали".
"Деревня" - одно из лучших
произведений русской прозы начала XX
века.
В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные
стороны русской
действительности: и вырождение дворянства
/"Суходол", "Последнее
свидание"/, и уродливость мещанского
быта /"Хорошая жизнь", "Чаша
жизни"/, и тему любви, которая часто
бывает пагубной /"Игнат", "При
дороге"/. В обширном цикле рассказов о
крестьянстве /"Веселый двор",
"Будни", "Жертва" и другие/
писатель продолжает тему "Деревни".
В повести "Суходол" решительно
пересматривается традиция
поэтизации усадебной жизни, преклонение
перед красотой угасающих
"дворянских гнезд".
Идея кровного единения поместного
дворянства и народа в повести
"Суходол" сочетается с мыслью автора
об ответственности господ за
судьбы крестьян, об их страшной вине перед
ними.
Протест против фальшивой буржуазной
морали заметен в рассказах
"Братья", "Господин из Сан-Франциско".
В рассказе "Братья" /написан
после поездки на Цейлон/ даны образы
жестокого, пресыщенного
англичанина и молодого "туземца" -
рикши, влюбленного в девушку-
туземку. Конец плачевен: девушка попадаете
дом терпимости, герой
кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы
приносят разрушение и
смерть.
В рассказе "Господин из Сан-Франциско"
писатель не дает имени
герою. Американский миллионер, всю жизнь
истративший в погоне за
прибылью, на склоне лет вместе с женой и
дочерью едет в Европу на
"Атлантиде", роскошном пароходе тех
лет. Он самоуверен и заранее
предвкушает те наслаждения, которые могут
быть куплены за деньги.
Но все ничтожно перед смертью. В гостинице
на Капри внезапно он
умирает. Его труп в старом ящике из-под
содовой обратно отправляют
на пароход. Бунин показал, что господин из
Сан-Франциско /"новый
человек со старым сердцем", по выражению
Бунина/ принадлежит к
лику тех, которые ценой нищеты и гибели
многих тысяч людей
приобрели миллионы и теперь пьют дорогие
ликеры и курят дорогие
гаванские сигары. Своеобразным символом
фальши их существования
автор показал влюбленную пару, на которую
любовались пассажиры.
Только один капитан корабля знает, что это
"нанятые влюбленные", за
деньги играющие в любовь для сытой публики.
И здесь контраст жизни
богатых и людей из народа. Образы
тружеников овеяны теплотой и
любовью /коридорный Луиджи, лодочник
Лоренцо, горцы-
волынщики/, они противостоят аморальному и
лживому миру сытых.
Но он осуждает этот мир с тех же
отвлеченных позиций, что и в
рассказе "Братья".
Ужасам войны Бунин противопоставляет
красоту и вечную силу любви
- единой и непреходящий ценности /"Грамматика
любви"/. Но иногда и
любовь несет обреченность и гибель /"Сын",
"Сны Ганга", "Легкое
дыхание"/. После 1917 года Бунин оказался в
эмиграции.
В Париже пишет цикл рассказов "Темные
аллеи". Особенно
привлекательны женские образы. Любовь -
высочайшее счартье, но она
бывает недолговечна и непрочна, любовь
бывает одинокой,
заброшенной /"Холодная осень", "Париж",
"На чужбине"/.
Роман "Жизнь Арсеньева" /1924-28 гг./
написан на автобиографическом
материале /тема родины, природа, любовь,
жизнь и смерть/. 3десь
порой поэтизируется прошлое
монархической России.
Героическая война России с фашистской
Германией волновала
художника, он любил свою родину.
Бунин близок Чехову, писал русские новеллы.
Он мастер детали,
великолепный пейзажист. В отличие от
Куприна, Бунин не стремился к
острозанимательным сюжетам, его отличает
лиризм рассказа.
Признанный мастер прозы, Бунин был и
выдающимся поэтом. В 80-90х гг. любимой темой
стихов была природа /"Листопад"/. Вот
образ
осени, "тихой вдовой" вступающей в
лесные хоромы:
Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой,
бaгpяный, Веселой
пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.
Появлялись и декадентские мотивы, но
ненадолго. Гражданские стихи
"Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь"
и другие. Даны реалистичные
картины деревенского и усадебного быта, с
сочувствием очерчены
образы простых людей /"Пахарь", "Сенокос",
"На Плющихе", "Песня"/.
Бунин был превосходным переводчиком /"Каин"
и "Манфред" Байрона,
"Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня
о Гайавате" Лонгфелло;
переводы из Шевченко - "Завещание".
Для нас важна высокая
поэтическая культура Бунина, его владение
сокровищами русского
языка, высокий лиризм его художественных
образов, совершенство
форм его- произведений.